Мотивация спортсменов

Спорт – деятельность человека, которая, прежде всего, связана с физическим напряжением. Спорт требует сохранения у спортсмена устойчивой положительной мотивации к ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие.

В результате это приводит к формированию у спортсмена профессиональных психологических качеств и личностных особенностей.

Мотивация является одним из проявлений личностных черт спортсмена. Ведущая мотивация, как и характер, формируется в течение всей жизни человека, начиная с раннего детства. Природу мотивации достижения успеха (потребность быть лучшим, потребность в признании достижений, склонность к активным двигательным действиям, положению лидера в общении со сверстниками и др.) в детском возрасте в основном определяют особенности  психики ребенка.

Огромное влияние на формирование устойчивой мотивации достижения успеха в спорте оказывают внешние факторы: воспитание в семье, влияние педагогов и тренеров, которое проявляется во внимательном отношении как к способностям ребенка, так и к его потребностям и интересам.

Тренировочный и соревновательный процессы, выстроенные с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого спортсмена, позволяют сформировать у них устойчивую мотивацию достижения высших результатов. Мотивация достижения успеха приводит к формированию у спортсмена установки на целеустремленность, уверенность в себе.

Мотивация строится по принципу: хочу – могу —  должен.

Хочу – это потребности спортсмена, его желания, стремления различной степени осознанности.

Могу – это цели как сформулированные  потребности, как осознанные желания, дополненные пониманием высокой вероятности их удовлетворения.

Должен — осознанность желания доведена до понимания  причинности определенных действий, обязательной их необходимости. Все  это  реализуется через мотивы.

Виды мотивов

  1. Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в обществе) связан с чувством собственного достоинства, самолюбием. Этот мотив является достаточно действенным побудительным фактором, который тренеры могут актуализировать у своих воспитанников.
  2. Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Учителю, тренеру важно знать кому стремится подражать ученик, чтобы использовать это для усиления мотивации к деятельности.
  3. Мотив власти – стремление занять лидерскую позицию в группе, коллективе.
  4. Процессуально-содержательные мотивы – интерес к процессу и содержанию деятельности. Например, занятия спортом нравятся человеку. Нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность.
  5. Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию – важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. Для движения вперед всегда необходима определенная смелость. С одной стороны, человек стремиться к чему то новому, а с другой – страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движения. Движение вперед – это ожидание, предвидение новых приятных ощущений, впечатлений.
  6. Мотив достижений. Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности. Человек с высоким уровнем мотивации достижения стремится получить весомые результаты, настойчиво работает ради поставленной цели.
  7. Просоциальные (общественно значимые) мотивы. Это мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой. Спортсмен не только считает себя членом определенной социальной группы, но и живет ее проблемами, интересами, целями.
  8. Мотив аффилиации (присоединение) – стремление к установлению или поддержанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.
  9. Негативная мотивация – это побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний. Воспитанника побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями, наказанием. Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния- они стимулируют к деятельности только в период их действий. Это, конечно, сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, но есть и недостатки.

а) Наказание может нарушать поведение, поскольку вызывает озлобление и негативизм у детей.

б) наказание может играть роль подкрепления негативного поведения ребенка.

в) наказание (ожидание его) вызывает состояние повышенной тревожности

г) наказания вызывают псевдодеятельность (имитация деятельности).

д)  стремление избежать наказания продолжается только до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. 

Приемы создания мотивации

Обращение к жизненному опыту юных спортсменов. Прием заключается в том, что тренер-преподаватель обсуждает с детьми хорошо  знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при обучении избранному виду спорта. Важно чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

  1.   Создание проблемной ситуации. Перед спортсменами ставится некоторая проблемная задача, преодолевая которую, спортсмен осваивает умения и навыки, которые ему необходимы для усвоения программы. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому. Например, обсуждение результатов выездных соревнований.
  2. Решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются спортсменами гораздо лучше, чем стандартные. Можно предложить детям в качестве разминки в начале тренировки, либо для, смены вида работы в течение тренировочной деятельности, а иногда, и для дополнительного задания, которое надо выполнить дома.
  3.   Игры и конкурсы. Игры-эстафеты, подвижные игры.

С самых юных лет ребенок должен учиться адекватно воспринимать похвалу и критику в свой адрес. Чем младше спортсмен, тем чаще его нужно хвалить за его достижения. Порицание как прием повышения мотивации у спортсменов на практике так же имеет большое значение.

Позитивное подкрепление (похвала, оценки, награды)

Позитивное подкрепление – это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности (вознаграждение, похвала, успех и др.), которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности. У человека  возникает стремление в будущем получить удовольствие (похвалу, материальное вознаграждение и др), что побуждает его к выполнению деятельности. Чтобы сформировать необходимое поведение у ребенка, следует выделять такие действия, которые являются желательными и подкреплять их одобрением, вознаграждением и другими видами подкрепления.

Виды позитивного подкрепления

Похвала (одобрение). Похвала старших, с которыми человек пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Позитивное подкрепление (похвала) очень часто зависит от взаимных отношений.

Привилегии и увеличение статуса. Повышение статуса может оказать большое влияние на личность.

Оценки, баллы, тестовые показатели. Оценки «хорошо» и «отлично», высокие баллы оказывают значительное побуждающее влияние. Дифференцированная система оценивания имеет большое мотивационное значение. В этом случае воспитанник может сравнить собственные достижения и с результатами других спортсменов, и со своими предыдущими достижениями.

Материальное вознаграждение. Призы, подарки, премии, денежное вознаграждение оказывают большое влияние на мотивацию любой деятельности.

Самоподкрепление

Для формирования мотивации к определенному поведению, деятельности человек может использовать и самоподкрепление: сам себя хвалить, подбадривать, создавать себе ситуацию успеха, вознаграждать себя подарками, покупками.

Виды самоподкрепления:

1.Успех сам по себе является самодкреплением, поскольку позитивный результат важной для вас деятельности всегда вызывает положительные эмоции. Улучшение, соревнование с самим собой также оказывают значительное мотивационное влияние. Улучшение собственных результатов, даже незначительные изменения, продвижение к цели создает приятные переживания. Сравнивая собственные достижения с достижениями других людей, видите, что ваши результаты выше. Это создает уверенность в себе, прибавляет сил и создает эффект самоподкрепления.

  1. Покупка (вещей, сладостей и др) как самоподкрепление. Вы сами вознаграждаете себя за успешное выполнение деятельности, преодоление препятствий покупкой чего-либо после успешного выполнения.
  2. Одобрение своих действий как саподкрепление. Похвала самому себе, подбадривание себя вызывают эффект самоподкрепления.

Эффективной формой формирования мотивации через подкрепление является проигрывание ситуаций в воображении.

Психолог, Лилия Рудакова.